Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сухово-кобылин ал-др вас

Гуманитарный словарь

СУХОВО́-КОБЫ́ЛИН Ал-др Вас. (1817-1903) - драматург и философ. Принадлежал к одному из древнейших рус. дворянских родов, из к-рого происходит и династия Романовых. Окончил Моск. ун-т по физ.-матем. отделению филос. ф-та (1838), затем продолжил образование в Гейдельберг. и Берлин. ун-тах. С 1838 пишет стихи, не дошедшие до нас водевили для дом. т-ра, с 1850 переводит филос. труды Г. Гегеля, в 1852 из шуточной импровизации за столом рождается будущая "Свадьба Кречинского". В 1854 заканчивает одноврем. комедию и пер. гегелевской философии истории. Работа над пьесой совпадает с трагич. событием, наложившим отпечаток на всю дальнейшую жизнь и творчество писателя: в 1850 убита его возлюбленная Л. Симон-Деманш. С.-К. был арестован по подозрению в убийстве и после освобождения из-под стражи в течение 7 лет состоял под следствием. В своей трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" драматург показал унижение и уничтожение частного человека с помощью преступной чиновничьей и полицейской системы. В плане филос. идей автор трилогии рассматривает борьбу хаоса и рационального начала, борьбу человека со Случаем. Мироощущение автора глубоко трагично, он видит и отображает иссякание жизни и возрастание абсурда. Своими произв. он хочет вызвать в публике "нравств. содрогание". В то же время писатель верит в высш. разум, к-рый приведет мир к Справедливости и Гармонии. Несмотря на общую тематику, общие сюжетные мотивы с Д. И. Фонвизиным, Н. В. Гоголем, А. Н. Островским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, С.-К. выбрал особый путь в рус. лит-ре. Его полит., эстетич., филос. взгляды не укладывались в русло осн. идейных и эстетич. течений России 19 в. Драматург в своем творчестве совместил традиции франц. "хорошо сделанной пьесы", рус. обличит. сатиры и нар. фольклора. Все три пьесы, составляющие трилогию, написаны в разных жанрах: комедии, драм. сатиры, гротеск. фарса. Язык трилогии представляет собой синтез афористич. лит. речи, просторечия, фольклорных оборотов и библеизмов. Театр. судьба трилогии оказалась драматичной. Только "Свадьбу Кречинского" удалось провести на сцену достаточно быстро, хотя и эта относительно удачливая комедия лишь со 2-го раза прошла через цензуру и не сразу была оценена критикой, актерами. Премьера "Свадьбы Кречинского" состоялась 28 нояб. 1855 в Малом т-ре. "Дело", написанное в 1861 и опубл. в составе трилогии "Картины прошедшего" (1869), запрещалось для исполнения вплоть до 1882. В искаж. виде под названием "Отжитое время" показано впервые в Малом т-ре (4 апр. 1882, бенефис пом. реж. А.. М. Кондратьева). 3-ю пьесу, комедию-шутку "Смерть Тарелкина", держали под спудом 31 год (с 1869 по 1900). Цензура разрешила комедию в сильно купированном виде под назв. "Расплюевские веселые дни" (премьера 15 сент. 1900 в петерб. т-ре Лит.-худ. об-ва). В 1902 С.-К. избран поч. акад. по разряду изящной словесности Рос. АН, а спустя год умер в Болье, около Ниццы.

Полезные сервисы